Леонид Николаев и его адвокат Дмитрий Динзе

Санкт-Петербурге в связи с отсутствием состава преступления прекращено уголовное преследование активиста арт-группы Война Леонида Николаева, обвинявшегося в хулиганстве по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.


Соответствующее постановление вынес следователь следственного отдела по Центральному району Главного следственного управления Следственного комитета РФ по Санкт-Петербургу Вадим Рудь. Об этом в Межрегиональную правозащитную Ассоциацию “АГОРА” сообщил адвокат Дмитрий Динзе, представляющий по инициативе правозащитников интересы Николаева.

“Доводы обвиняемого Николаева о прекращении уголовного преследования по уголовному делу №276858 являются обоснованными, так как в ходе расследования уголовного дела было установлено, что сотрудники милиции не являются отдельной социальной группой, что является одним из признаков предусматривающих уголовную ответственность за совершение преступления, предусмотренного пунктом “б” части 1 статьи 213 Уголовного Кодекса России, в связи с чем в действиях Николаева не усматривается признаков состава преступления, предусмотренного диспозицией указанной выше статьи УК РФ”,

- отметил в постановлении о прекращении уголовного преследования следователь Рудь, передает корреспондент Открытого информагентства.

“Сегодня мы будем обсуждать с Леонидом Николаевым вопрос о компенсации морального вреда и после анализа всех обстоятельств начнем готовить исковое заявление к Министерству финансов России, поскольку именно казна отвечает за незаконные действия государственных органов”,

- сообщил адвокат Дмитрий Динзе. -

“О размере компенсации сейчас трудно судить, так как речь, напомню, идет и о незаконном содержании активиста Войны в следственном изоляторе, понесенные моральные страдания. Также будем решать вопрос о возврате 300 тысяч рублей залога, внесенных за освобождение Николаева из СИЗО.”


30 августа адвокат Дмитрий Динзе обратился к следователю с ходатайством о прекращении уголовного преследования в отношении Леонида Николаева после того, как вместе с подзащитным ознакомился с результатами социологической экспертизы, проведенной в рамках уголовного дела в отношении активистов арт-группы Война Олега Воротникова и Леонида Николаева, связанного с акцией “Дворцовый переворот”. Эксперты Российского Государственного Педагогического Университета имени Герцена пришли к однозначному выводу, что сотрудники милиции не являются социальной группой. И как стало известно вчера вечером, уже 1 сентября следователь Рудь удовлетворил это ходатайство в полном объеме. Также он приобщил к материалам уголовного дела внесудебное искусствоведческое исследование, проведенное по запросу адвокатов Дмитрия Динзе и Анастасии Екимовской кандидатом искусствознания, доцентом факультета искусств Московского Государственного Университета имени Ломоносова А.Ковалевым, и жалобу Николаева в Европейский суд по правам. При этом следователь отказался устно уведомить о своем решении адвоката Динзе и направил постановление обычной почтой.

“Милиция в целом не является социальной группой. Сотрудники милиции не являются социальной группой ни большой, ни реальной, ни номинальной. Сотрудники милиции, в отношении которых были совершены противоправные действия, указанные в материалах уголовного дела, не являлись на момент совершения преступления малой социальной группой”,

- заключили доктор социологических наук Валерий Зарубин и кандидат социологических наук Наталья Немирова с кафедры прикладной социологии и социологический лаборатории Российского государственного педагогического университета имени Герцена.

Активист арт-группы Война Леонид Николаев в связи с акцией Дворцовый переворот обвинялся в хулиганстве по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы (пункт “б” части 1 статьи 213 Уголовного Кодекса России). Санкция этой статьи предусматривает наказание обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет. До освобождения под залог активисты арт-группы содержались в СИЗО “Кресты”. Напомним, 22 февраля председатель Дзержинского суда Валерий Тарасов постановил выпустить Леонида Николаева под залог в 300 тысяч рублей. 21 февраля Тарасов назначил 300 тысяч рублей залога за освобождение еще одного участника Войны Олега Воротникова, до этого арестованного вместе с Николаевым.

Ранее эксперты, в частности, Социологического института Российской Академии наук и Нижегородского государственного университета отказывались признавать чиновников и правоохранителей социальной группой. Так, кандидаты социологических наук, старший научный сотрудник сектора социологии девиантности Константин Белоусов и исполняющий обязанности заведующего сектором социологии девиантности и социального контроля Социологического института РАН Яков Костюковский пришли к выводу:

“Современное отечественное социо-гуманитарное знание вообще и социология в частности в настоящее время не выработали единого подхода к пониманию термина “социальная группа” … Недопустимо признавать сотрудников милиции в качестве отдельно взятой социальной группы только по одному признаку – профессиональной принадлежности. … Выделение сотрудников милиции в качестве отдельно взятой социальной группы может привести к формированию в сознании современных россиян представления о том, что они обладают специфическими правами, обеспечивающими им более комфортные условия жизни, чем остальным гражданам России, что чревато ростом социальной напряженности”.


Стоит отметить, что российская правоприменительная практика по-прежнему исходит из принципа, что представители органов власти, включая милиционеров, не являются социальной группой, а в законодательстве закреплен принцип единообразия применения и толкования норм права. Это означает, что они должны применяться одинаково на территории всей страны и не могут быть истолкованы по-разному в тех или иных регионах России.

Например, 31 декабря 2009 года было прекращено уголовное дело в отношении кемеровского блогера Дмитрия Соловьева в связи с отсутствием в его действиях состава преступления. Он обвинялся в возбуждении ненависти и вражды к социальным группам “сотрудники органов внутренних дел” и “сотрудники ФСБ” (часть 1 статьи 282 Уголовного кодекса России). Эксперты не смогли дать однозначного утвердительного ответа на вопрос, можно ли считать работников МВД и ФСБ социальной группой.

1 ноября 2010 года Свердловский районный суд Костромы оправдал по аналогичному делу Романа Замураева. Суд в своем решении указал, что “социальная группа предполагает наличие внутренней организации, общие цели деятельности, формы социального контроля, определенную сплоченность, общность интересов и т.п.”. Представителей власти страны нельзя считать социальными группами, поскольку они не соответствуют перечисленным критериям, а следовательно в действиях подсудимого отсутствует состав преступления.

21 февраля 2011 года Железнодорожный суд Рязани по делу редакции газеты “Вечерняя Рязань”, которая якобы возбуждала вражду к социальной группе “сотрудники милиции”, пришел к выводу, что сотрудники правоохранительных органов не являются социальной группой.

Ознакомиться с постановлением о прекращении уголовного преследования в отношении активиста арт-группы Война Леонида Николаева за акцию Дворцовый переворот можно тут: http://fotki.yandex.ru/users/riotstarter2011/view/443071/?page=1


Дмитрий Колбасин

12 октября 2011