05 Jan 2012, 20:54

Беседовал Илья Азар 05.01.2012, 14:55:03

image
Лёня Ёбнутый, Президент Войны

Скандально известная арт-группа Война на Новый год подарила российским политзаключенным оригинальный подарок: сожгла полицейский автозак. Многие сочли этот поступок банальным хулиганством. Президент Войны Лёня Ёбнутый рассказал “Ленте.ру”, что горящий автозак - это и есть искусство, а употребление в отношении Войны термина “бандформирование” назвал комплиментом.

Прометей, по легенде, не только дал людям огонь, но и вылепил людей из
 земли, то есть фактически сделал. А ты кого вылепил в ходе этой акции?

Не кажется ли тебе, что акция “Ебнутый прометей” уже является не
 искусством, а обычным хулиганством?

Спасибо, что ты рассказываешь мне о своих художественных вкусах и пристрастиях. Но в современном искусстве таких понятий нет. Нет проблем вкуса. Измышления, чем является искусство, а чем еще нет, — это лишь стыдливая ломка прошлогодних целок и к реальной военной ебле отношения не имеет.

Хулиганство — это неуважение к достоинству людей. А акции Войны — это ежедневный героизм и исполнение гражданского долга. Устроили мусарам Новый год наоборот: в место елки - автозак “Урал”, вместо шампанского - огнетушители, вместо поздравлений - мат и угрозы от начальства. Искусство доведено в русском обществе до Войны. Ты довел до этого, а теперь вопрошаешь. Тебя смутило, что художнику пришлось первым брать и начинать ебать, а кроме художников никого для этого не осталось, все валяются в блевоте. Мне тоже это не нравится. Но художнику сейчас нужно начинать. Больше некому. Остальные стояли на асфальте сжимая в руках надутые Путькой гандоны и пуская шептунов в твиттер.

Вот тебе для простоты ориентировки в искусстве: мы кураторы Берлинской Бьеннале. Причем Каспер Ненаглядный Сокол — самый юный арт-куратор всех времен и народов. Есть договор, в котором прописано, что все что мы делаем - искусство. Мы обязаны творить его по контракту. Видишь горящий автозак? Это оно.

В то же время хулиганство тоже может быть искусством и даже быть важнее искусства. Спроси себя честно: что больше движет культуру — искусство или хулиганство? Что больше влияет? Мы авангардисты. Для нас провести границу между современным искусством и хулиганством — самоубийство. Где кончается искусство? Оно нигде не кончается. Хулиганство — это очень часто искусство.

Цитирую: “Нахуя заниматься искусством, когда кругом мусарские упыри, 
мусоровозки и всякие оборотни в погонах”. То есть искусство кончилось? Вы
больше не АРТ-группа Война?

Как говорят в ГУВД - “художник должен сидеть в тюрьме”, но пока мусара боятся нового вызова, делают вид что “Урал” сам загорелся, а мы случайно с трех точек подсняли. А мы за артом никогда не прятались и не гонялись. Всегда открыто пренебрежительно относились к “деятелям культуры” как к фигурам второго сорта, выстроившимся в очередь к власти на подмах. Я тебе такой критерий скажу: мне после акции живется лучше. Мы отлично встретили Новый Год. Не хуже чем прошлый, когда сидели в тюрьме, во всяком случае. Тогда я лег спать еще до полуночи. А в этот раз были дела.


Что ты вкладываешь в понятие сверхудожественной акции? Это больше чем
 искусство или все-таки меньше чем искусство?

Задача искусства — всегда расширительная, завоевательская. Надо хватать и убегать. Как можно быстрее вперед. Если искусство все еще искусство, то это не искусство. Не художественная деятельность. Если художника не спрашивают: “Это че, искусство?”, - значит он не художник. Искусство — это захват всей имеющейся территории во все стороны со скоростью света. По пути лучам света встречаются мусарни. Лучи горячи. Мусарни горят пронизанные ими.

Вот Кристина Потупчик, наверняка тобой нежно любимая, предложила
 “участникам Войны” перестать прикрываться так называемым “искусством” и
назваться уже, как есть - “бандформирование Война”. Что ответишь ей?

Эта которая ходила на проспект Сахарова выступать? Хорошо, я готов поддаться на ее провокацию. В конце концов, художник беззащитен. И отвечу: ок, пора. Туда, где за тучей белеет гора. Бандформирование - это комплимент для нас. Но это не отрицание того, что мы занимаемся искусством, это скорее высокая оценка мастерства художников. Раньше называли всего лишь хулиганами а теперь признают, что мы доросли до бандформирования. Я больше не принадлежу этому миру, я принадлежу акционизму. Если художник хорошо делает акции, его на его собственной скорости начинает выносить далеко вверх и в результате он повисает там один на один с самим собой, в полном одиночестве, в пустоте. Отсутствие воздуха, окружения, потеря связи с миром - это признаки настоящего успеха в искусстве. Искусство — это не область личного приобретательства. Результат художественных практик — разрушителен для художника. Это всегда потеря всего - нервов, здоровья, крови, личности. Есть предел арта— это когда все плохо. Это особенно грустно понимать, занимаясь социально значимым и конкретно полезным искусством, которое делает группа Война. Хорошего тут — то, что до уровня этой невесомости можно не успеть дожить. Увеличивающаяся скорость — главный критерий современного искусства. Ты должен двигаться на всех скоростях, для того чтобы не разваливаться на куски. Чуть только медленней — и куски от тебя начнут отваливаться. Чтобы оставаться цельным, надо набрать скорость и двигаться быстрее распада. Ну, и это отдаляет от всего “человеческого”, от “нужд”. И чтобы не грустить по этому поводу, мы объединились в группу. Скоро у Козы родится новый ребенок. Девочка. Активистка. Плюс к Касперу. В связи с этим акции приходится делать особенно скоростные, за 10 минут на все, не больше. На больше время не остается. Скорость здесь главное. Скорость чтобы навсегда выйти из арта.

Плуцер-Сарно пишет про 7 сгоревших автозаков. Видео есть только по автозаку 
в 71-м отделении. Сколько всего автозаков вы сожгли?

Позвони Суходольскому и поинтересуйся, как идет доследственная проверка. А также главному мусару Петроградского района Чичину, он говорил, что верит в чудеса (Начальник УМВД по Петроградскому району Станислав ЧИЧИН: “А я по-прежнему не уверен, что настоящего Деда Мороза не существует. Мне кажется, он где-то есть, но мы не знаем. Как и в детстве, верю в чудеса.”). Это конкретные персонажи, со своими мечтами, ответственные за начинающийся в городе ахуй. Спроси, о чем они мечтают. Потом мне расскажешь. Вместе поржем.

Кроме того, в твоем обращении написано, что вы намерены за каждый день 
проведенный в тюрьме вашим коллегой сжигать еще по одному автозаку? 1-го и 
2-го января вы уже сожгли автозак или в ближайшее время планируется
 массовый поджог?

А ты бросай свое гнездышко на Ленте.ру и приезжай ко мне. Будешь активистом. Будешь каждую ночь делать прямые репортажи с питерских улиц, с лейкой и блокнотом. Я знаю, ты сможешь, тебя в Казахстане задерживали во время народных волнений, опыт есть.

Как долго вы планировали акцию с поджогом или это был спонтанный порыв?

Приготовились за неделю. Решение было принято после того как 22 декабря отбывшего в голодовке наказание Филиппа Костенко суд приговорил повторно к 15 суткам ареста и стало понятно, что Филипп встретит Новый Год за решеткой. Война решила подарить Филиппу подарок на Новый Год, а Филипп разделил этот дар со всеми политзэками России. На поиск подарка ушла неделя. И пара ночей на репетиции. Филипп в застенках, но и сраные “эшки” на эти праздники отдыхать не будут. Думали отмазаться от работы, мол Вор и Коза за рубежом, международный розыск объявили, скинули головную боль на Интерпол, а тут нате, с Новым Годом, пидарасы! А 30 декабря пришла весть о страшном сроке для Таисии Осиповой. 10 лет за сфабрикованное дело без единого доказательства. Это убедило нас, что подарок выбран верно. Мы поздравили с Новым Годом Филиппа, Таисию и всех политзэков, кого знаем, кому помогаем. Я хочу прямо сейчас обнять Таисию на свободе и я хочу сейчас идти вместе с Игорем Березюком на стену ОМОНа! Это мои новогодние пожелания. Мы приветствуем всех политзэков и считаем их настоящими героями России!

Вы вдохновлялись песней Барто со строчкой “А ты готов поджигать ментов?”

Ничем мы уже не вдохновляемся. Хватит. На вдохновение нужно время, жилище, кресло, клетчатый плед. Всего этого нет. Я хожу в подштанниках, сохранившихся еще с тюрьмы, и в женской куртке Козы, которую носим с ней по очереди. Я бомж и оборванец. Я познал жизнь в нищете. Все что мне остается — это вдохновлять самому.


Я так понимаю, что Война объявила ментам настоящую войну. Как далеко вы 
намерены зайти?

В декабре протест объединил тысячи граждан, которые до сих пор только ворчали на кухнях. Но те, кто оказался у руля протеста, выбрал путь согласования действий с властями. Итог такого 
согласования — ни одно из требований стотысячной толпы не выполнено, в том числе не выпустили ни одного политзэка. А под конец года, на новогоднем банкете в смоленском суде, судья, прокурорша и опера из местного “Э” все вместе не спеша влепили Таисии Осиповой Десятку. И теперь у людей возникает вопрос как действовать дальше. В такой ситуации мы не могли сидеть молча, мы предложили другой путь. Вот мы начали жечь, и мы говорим, что готовы еще. Это, так скажем, аванс за Филиппа. Мы советуем сильно подумать как поступить, - выпустить правозащитника на волю или узнать, какие еще приставки могут быть у слова арт-акция. Несколько лет мы занимались артом от безнадеги и бессилия. Делали акции, а сами жили в напряженном ожидании. И постоянно тренировались. Это для вас акции Войны шедевры. А для меня — перегной из неподошедших запчастей от экстремизма, политического борьбы, панка, постмодернизма, концептуализма. Мы ограничивались акциями, осознавая, что не можем сделать что-то кроме художественных штук, что-то большее, чем произведения искусства. Теперь, в подполье, за прошедший год бессилие было преодолено. Я всегда хотел жечь автозаки. Но русский путь к автозакам сейчас пролегает через наследие авангарда. Немного криво? По мне, да. Но с общекультурной стороны это новое слово в искусстве. И сделали это мы.


Будете ли вы наказывать самих ментов или только их машины? Например, 
сжигать отделения полиции с живыми людьми внутри? Намерены ли вы перейти к
 человеческим жертвам? Естественно, исключительно ради искусства.

Весь 2011 год мы только с мусарами и бодались. Ничего кроме не делали. Так вот, скорбный труд не пропал. Мы поняли, что мусара в строгом смысле людьми не являются, а просто куски системы, без индивидуальных личностных характеристик. Без признаков. Без всего того, что нужно человеку. Не забывайте об этом никогда при встрече с мусором и не отвлекайтесь на внешние случайные сходства мусара с вами. Мутационный фрагмент в принципе не может быть выделен в качестве субъекта. Я ответил на твой вопрос?


Не думаешь ли ты, что если у вас возникли серьезные проблемы после акции 
"Дворцовый Переворот", то теперь вас гарантировано “закроют”?

Мне об этом задумываться ни к чему, поскольку девичьи страхи не составляют целей и задач нашей деятельности. Цель - чтобы за новогодними унылыми пьянками люди протест не проебали. Не позабыли про 10 лет Таисии Осиповой. Не забыли, что Филиппа Костенко на свободу вновь не выпустят 5 января, потому что 4 января его в третий раз подряд осудят. Цель — чтобы такого не хотелось. Никому. Пока получается, что всем хочется. И вам, дорогие зрители, и мусарам.

В чем смысл сжигания автозака? Их так много, что уничтожение одной, пусть
семи, машин ни к чему не приведет. Или это акция устрашения?

Это не акция, а скромный Новогодний подарок активистам, сидящим в тюремных застенках. Им было приятно его получить. Вот тебе что подарили твои друзья? Бутылку виски? Ай-фон? Шампунь? Представь, ты заперт в камере, ты бессильный, ты инвалид, - а тебе дарят на Новый Год такие шикарные огненные подарки, каких по свободе не дарили. Я хотел такой подарок получить, когда сам сидел в тюрьме. Думал, когда меня возили в суд и из суда обратно в тюрьму в автозаке, что мои товарищи сейчас нападут на автозак, повалят его на бок, я вылезу оттуда, побегу по проезжей части и скроюсь в неизвестном направлении. Такое в тюрьме мечтается.


Вы рассчитываете на какой-то позитивный резонанс (как после акции “Хуй на 
Литейном”) или вам наплевать на общественное мнение?

Совсем не плевать. Общество и эксперты по искусству нам говорили, что Хуй мы хорошо нарисовали, а Дворцовый Переворот был недобрый, плохой. Эти спящие внутри мусара… Ну, это подзадорило нас. Мы ведь ничего плохо не делаем. Не нравится Переворот, говорите? И мы выбрали это и увлеклись “плохим”. В общем мы делаем что и всегда — политику.

Плуцер в ЖЖ пишет, что “Ебнутый Дед Мороз взглянул на своих швейцарские
часы, подаренные Заокеанскими Хозяевами”. Так вас разве теперь Госдеп
содержит, раньше вы вроде бы воровали еду и необходимые вещи в магазинах,
 нет?

А теперь сжигаем “Уралы”. Картина такая: маленький, тщедушный активист, наверняка веган, в одиночку выбегает против огромного автозака. Руками автозак как на Дворцовом Перевороте не перевернуть. У активиста есть только пара минут на акцию. И он принимает решение: новогодний пирог из петуха! Нас поддерживает Бэнкси и Берлинская Бьеннале. Госдеп пока в стороне. Может, просто у них контактов нет, не знаю. В
мушниках (супермаркетах) как и раньше воруем, это основа. Все что нужно для акций в мушниках в доступе есть.


Как думаешь за акцию “Ебнутый Прометей” вам тоже дадут какую-нибудь
государственную премию? Возьмете ее? Не думали устроить поджог чего-нибудь
с помощью денег, которые вам присудили “Инновации”? А “коктейли Молотова"
вы на государственные деньги покупали?

Мы не пользуемся деньгами. Я — с 2010го, Вор и Коза — издревле, с 1998го, Каспер — с рождения. Премий никаких не берем. К деньгам "Инновации” мы не прикоснулись. Никто нам денег отдавать не собирался. Директор соучредителя премии ГЦСИ Миндлин так и заявил жюри в качестве своего последнего аргумента против Войны: “Учтите, деньги они все равно не получат”. Тогда мы натравили АГОРУ на ГЦСИ и юристы вырвали из пасти чиновника премиальные, чтобы потратить их на политзэков, на помощь репрессируемым активистам. Помнишь “Каштанку” Чехова? Над ней мальчишки издевались. Давали ей колбаску на нитке, ждали, когда она проглотит, и дергали назад из пищевода. ГЦСИ выступил в роли такой цирковой собачки с деньгами политзэков в животе. Деньги легли сразу на счет АГОРЫ.


Уже после того, как Лёня Ёбнутый ответил на вопросы “Ленты.ру”, 4 января суд постановил выпустить на свободу активиста и правозащитника Филиппа Костенко. О нем писал в своем новогоднем обращении к полицейским “Ебнутый Дед Мороз”.

“Пусть теперь попиздят какие методы эффективнее: мирные пляски в гондонах на митингах - или запах свежего напалма по ночам”,

- так прокомментировал “Ленте.ру” освобождение Костенко Лёня Ёбнутый.

Интервью Ёбнутого на Ленте.ру. Вышло в кастрированном виде: http://lenta.ru/articles/2012/01/05/voina/

Метки: лёня ёбнутый филипп костенко таисия осипова 
  архив