27 Sep 2012, 15:22

Вор на Yle Radio 1. Алена Лаурикайне, 21 мая 2012

В конце апреля в Берлине открывается 7я Бьеннале современного искусства, посвящена гражданской инициативе. Бьеннале соединяет искусство и политический активизм.
Куратор Бьеннале поляк Артур Жмиевски пригласил к себе в сокураторство известную своими политическими перформансами группу Война. Kultakuume взяла интервью у Олега Воротникова, лидера группы Война.

Алена Лаурикайне: Олег, позади выборы и массовые протесты против фальсификации их результатов. Что сегодня самое главное в деятельности Войны?

Вор: Переход от символических акций с их тонкой иронией и массой юмора к прямым политическим действиям со звериной серьезностью. Хватит, нашутились. Сейчас искусство должно забыть о сатире, вечном иронизировании и других синонимах трусости маленького человека перед государственной машиной. Собственно, это является главной темой Берлинской Бьеннале. Цель ее мы сформулировали так: нам нужны художники, чтобы трансформировать искусство в политику.

Что можно ожидать в ближайшем будущем?

Настоящей Войны с преступным режимом в России. Мы предлагаем народу именно это — партизанскую освободительную гражданскую Войну населения против властей и полиции. Я знаю, что русский народ труслив, апатичен и склонен примиряться с любыми унижениями. Но другого народа у меня нет. Будем снова и снова пробовать пинками под зады разбудить эту мертвую массу терпеливых.

За нарисованный на Литейном мосту напротив здания ФСБ огромный ХУЙ группа Война была награждена Министерством культуры. И сейчас взамен наград на вас, а также других участников группы, объявлен розыск. В какой стране вы живете?

В России. Мы не скрываемся за рубежом, хотя, как вы правильно заметили, находимся в международном уголовном розыске. То есть мы являемся головной болью Интерпола, который, благодаря стараниям Следственного комитета России, вынужден искать нас по всему миру, хотя всем известно, что мы в Москве. Это такой чисто русский абсурд на экспорт. Но за границей нам делать нечего. Линия фронта нашей борьбы пролегает в России.

Здесь сейчас идет война на уничтожение. Власть уничтожает русский народ. Значительная часть русских, в особенности людей с хорошим образованием, уже покинули Россию после безуспешных попыток состояться на родине. Жизненные планы десятков миллионов людей, оставшихся в России, не осуществились. По вине власти. Поэтому уехать отсюда мы не можем. Война идет здесь.

А от государственной премии за Хуй мы отказались, передав с помощью правозащитников денежные средства на помощь русским политическим заключенным. Получилось забавно: государство, объявившее политических активистов уголовными преступниками, оказалось вынуждено спонсировать их из государственных же денег своей собственной государственной премии по искусству. Это тоже такие русские парадоксы.

Как создаются ваши перформансы, ваши акции?

Придумать акцию — две секунды. А на реализацию замысла порой уходят многие месяцы ежедневных и еженощных изматывающих тренировок, когда сложный замысел обретает конечный реалистичный сценарий, а действия активистов доводятся до автоматизма, необходимого, чтобы исполнить акцию несмотря ни на какие противодействия полиции. Когда активисты работают группой, действуют четко и слаженно, - тогда полицейских, явившихся, чтобы арестовать нас, берет оторопь и они замирают в растерянности и бессилии перед великим искусством Войны.

Так нам удается избежать на акциях задержания. Тяжело в учении — легко в бою!

Какое из этих двух - творческий смех, сатира, - или же власть окажется в конце концов победителем? Почему?

Побеждает тот, кто борется 24 часа 7 дней в неделю, не требуя для себя выходных, оплаты труда, еды и ночлега. Побеждают только маниакально преданные своей идее. Все прочее — халтура и симуляция деятельности. Тем, кто занимается политической борьбой непрофессионально — на досуге, в интернете или в свободное от “основных занятий” время, - лучше сразу отправляться медленно гнить на свалке истории. Революция — вот единственная настоящая достойная человека работа, которая убьет тебя. Ведь настоящий революционер — это мертвец в отпуске. Чем интереснее и насыщеннее ты проведешь свой короткий отпуск, тем жарче тебе будет гореть в аду. Пока это не осознает каждый боец, нас будет всегда побеждать власть. Это краткая обрисовка ситуации и расклада сил в России сейчас.

Почему в России каждый, кто достаточно смел чтобы выступить своим мышлением, своим искусством против властей, рано или поздно вынужден уйти в подполье?

Потому что власть плотоядна и жаждет пожрать всех своих оппонентов. Она репрессирует даже скромных комментаторов, живущих в интернете. Она калечит журналистов и убивает активистов. И мы уверены, что власть не остановится, пока физически не уничтожит всех активистов Войны. Это мы очень хорошо понимаем. Но это нас не пугает. Для художника все эти трудности — источник вдохновения и материал для работы. Такова уж природа творчества. Художник — не приобретатель. Напротив, художественная практика приводит в итоге к утрате всего — нервов, крови, личности. В этом  смысле чем художнику будет хуже, тем более он успешен. Я не знаю иного критерия адекватной оценки работы политического художника, чем пресс со стороны государства. Это лучшая для меня награда пока я еще здесь, на Земле. Конечно, для того чтобы быть политическим художником, требуется отчаянная смелость. А, как учили древние: хочешь быть смелым — совершай смелые поступки. Другого способа воспитать себя нет. Смелость города берет, - говорят настоящие русские. Мы уверены в своей победе. Иначе не стоило бы даже начинать.

B России сегодня какие самые опасные темы для искусства?

Не темы. А способы делать искусство. Самый опасный, разумеется, - это уличный протестный активизм, являющийся авангардом политического искусства и в России, и во всем мире. Война возродила этот маргинальный жанр искусства — акционизм — и вывела его на мировую политическую сцену.

Какие параллели вашему искусству можно найти в истории?

Их много. Но мне не интересно тратить свой отпуск на проведение линий. Тем более что они и так сойдутся на полюсе после нашей смерти. Так что параллели — это совершенно бесполезно, для них нет ни секунды моего времени. Скажу лишь, что духу независимости и эффективности в борьбе нам ближе всего здешние ОПГ 90-х годов, боровшиеся с ментами за власть и контроль над обществом. Но их интересовали деньги и власть, а нам деньги не нужны и мы против власти. Чтобы убедительно это показать, мы полностью отказались от использования денег еще в далеком 1998 году. И к появлению Войны в 2005 принцип безденежья стал основой деятельности группы. Мы называем это Безблядный Ход. Не знаю, как вы переведете это на финский. Мы показываем, что все изменения в обществе можно сделать голыми руками, без распилки бюджетов, получения грантов — без финансов и экономики вообще. На чистой политической воле. И, конечно, Нестор Махно — самый симпатичный нам герой русской революции.

Источник: http://areena.yle.fi/radio/1558124

Метки: алена лаурикайне радио интервью олег воротников вор 
  архив