Активист “Другой России” Равиль Баширов (справа)
Равиль Баширов, один из обвиняемых в уголовном деле против питерских другороссов, о заседании 2 октября - допросе экспертов:
“Сегодня на процессе по делу 8-ми был допрос экспертов Крюковой и Батова. Несмотря на то, что Институт культурологии, в котором работают эти "учёные”, на основании своего устава не имеет права проводить судебную экспертизу, а сами эксперты не имеют необходимой специальности и квалификации, полтора года назад они дали так необходимое следствию заключение, согласно которому я и мои товарищи признавались участниками запрещённой экстремистской НБП. Сегодня они это подтвердили.
Собственно сама экспертиза, произведённая - по признанию самих экспертов - по материалам Википедии и трудов типа “Образ врага в советской пропаганде” не представляет собой ничего интересного: типичный образчик полицейской канцеляристики. Как жеманно признался эксперт Батов: “я почти всегда иду на поводу у заказчика…”.
И интересен сегодняшний день был именно фееричными абсолютно гоголевскими фигурами самих экспертов.Похожая на Н.К.Крупскую бывшая учительница математики Н.Н.Крюкова запомнилась откровением достойным занесения в цитатник нацбола: “как невозможно быть православным и не ходить в церковь, так невозможно быть нацболом и не состоять в Партии”.
У Виталия Ивановича Батова, основателя советской психогерменевтики, сегодня же был звёздный час. Старик (стучал ещё при Сталине), видимо, никогда прежде не собирал такой широкой аудитории и отрывался по полной (когда просыпался). Уже не упомнишь всех его перлов и откровений типа “психология это полунаука” или “чтобы психогерменевтика получила широкое признание добрая половина моих коллег должна отправиться в мир иной”. Он не помнил названия своих диссертаций и научных статей, но оживлялся всякий раз, когда речь заходила о методах экспертизы и с любовью изобретателя гильотины рассказывал о своих детищах: психогерменевтике и “Лингва-экспрессе”, компьютерной программе 1974 года издания для психолингвистического анализа речи. По его словам “герменевтика это наука, которая могла бы заменить марксизм, а я просто добавил "психо-”…“ No comments.
Но больше Батов, словно сошедший со страниц нетленной "Москва-Петушки”, порадовал не столько своими научными познаниями, сколько жестами и мимикой. “Элегантен как вампир”, сказал бы я, процитировав Кустурицу. Возвращаясь в зал судебных заседаний из курилки (такая честь была предоставлена ему одному, мы обошлись без перерыва), всякий раз поворачивался к нам, подсудимым, и красноречиво поднимал вверх руки с двумя пальцами в виде буквы V - как точно заметил Матвей Огулов, то ли “victory”, то ли два года…“