28 февраля 2017 активистка партии Другая Россия Таисия Осипова вышла на свободу по условно-досрочному освобождению после шести лет за решеткой. Ее супруг руководитель движения Интербригады Сергей Фомченков подтвердил эту информацию Войне:
«Тася сейчас в Смоленске — ей же сразу надо на учёт становится. Осваивается потихоньку. Катрина (дочь Таисии и Сергея — прим. СВ) из Луганска поедет, видимо, завтра. Сейчас ищу, кто её отвезет».
Таисия Осипова в Смоленске
Таисия Осипова была задержана сотрудниками смоленского центра по борьбе с экстремизмом (центр «Э») 23 ноября 2010 в своем доме. Находившуюся там же пятилетнюю Катрину «эшки» заперли в ванной во время обыска. Осипову арестовали по обвинению в покушении на незаконный сбыт наркотиков. На следствии она заявила, что наркотики были подброшены при обыске, а дело сфабриковано центром «Э» с целью оказать давление на Фомченкова, члена политсовета ДР.
Осипову отправили в СИЗО несмотря на серьезное заболевание: после родов у нее был диагностирован сахарный диабет первого типа. Находясь в заключении, она жаловалась также на частичную потерю зрения и проблемы с сердцем. Защитники Осиповой неоднократно сообщали о значительном ухудшении здоровья арестованной из-за отсутствия медицинского ухода. В письме Свободной Войне Фомченков подтверждал, что Таисию «фактически убивают в СИЗО».
В интервью из тюрьмы Осипова рассказывала о пыточных условиях содержания.
Около двух лет Осипова провела в СИЗО №1 в Смоленске, подвергаясь давлению со стороны следователей, угрожавших ей лишением родительских прав, — процесс был запущен одновременно с арестом. Родственникам и знакомым пришлось прятать Катрину от органов опеки.
29 декабря 2011 Осипова осуждена Заднепровским районным судом Смоленска по преступлениям, предусмотренным ст. 30 ч. 3 — ст. 228.1 ч. 3 п. «б» и ст. 30 ч. 1 — ст. 228.1 ч. 1 УК РФ, и приговорена к десяти годам лишения свободы. Наличие у осужденной несовершеннолетнего ребенка не явилось основанием для смягчения приговора и отсрочки отбывания наказания.
25 января 2012 года президент Дмитрий Медведев во время встречи со студентами факультета журналистики МГУ назвал приговор Осиповой чрезмерно жестоким. Он дал указание прокуратуре вновь изучить дело.
В феврале 2012 года года Смоленский областной суд отменил приговор за необоснованностью предъявленных обвинений и недоказанностью вины. Дело направили на новое рассмотрение, а прокурор попросил снизить срок заключения до 4 лет. Однако даже после отмены приговора Таисия оставалась под стражей.
Дело было пересмотрено Заднепровским райсудом в другом составе судей. 28 августа 2012 Осипову приговорили к восьми годам колонии. 28 ноября 2012 этапировали в женскую ИК №5 в Вышнем Волочке Тверской области.
Жалобы на приговор и условия содержания были направлены защитниками Осиповой в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). В апреле 2013 РФ признала, что условия содержания в смоленском СИЗО №1 с 26 ноября 2010 по 15 августа 2011 не отвечали требованиям Европейской конвенции по правам человека, и выразила готовность компенсировать моральный вред в размере 4,6 тысяч евро.
«С шелудивой овцы хоть шерсти клок», — прокомментировал ситуацию лидер Войны Олег Воротников.
На протяжении процесса Война оказывала Таисии и Катрине финансовую помощь, оплачивала нужды адвокатов, экспертизы, продуктовые передачи. Ей и другим политзаключенным группа преподнесла новогодний подарок — сожженный автозак.
Мы сердечно поздравляем Таисию, Катрину и Сергея! Наши солидарность и объятья!
“4 марта мы были с дочерью на коротком свидании с Таисией в областной больнице Тверского УФСИН в городе Торжок. Из женского лагеря в Вышнем Волочке Таисию туда вывезли в ночь на 16 февраля. От Волочка до Торжка расстояние 70 километров. Примерно столько же ещё от Торжка до Твери. Но заключенных женщин везут этапом из колонии через Тверь, делая крюк в 140 км. Поэтому Таисия приехала в лечебное учреждение лишь спустя шесть дней, побывав ещё в СИЗО Твери.
“После моей публикации 24 января письма Таисии ее лишили последнего и самого важного из лекарств… Прямо в день публикации письма ей перестали выдавать таблетки по снижению сахара в крови "Глюкофаж”, которые Таисии выдавали по рецепту, выписанному врачами ещё Смоленского СИЗО. Кроме того, в этот же день у Таисии забрали глюкометр – аппарат, с помощью которого она сама могла несколько раз в день замерять уровень сахара у себя в крови, чтобы его контролировать. Неожиданно оказалось, что такой аппарат иметь при себе ей “запрещено”.
Контроль уровня сахара и принятие препарата, снижающего уровень сахара в крови, для Таисии жизненно важны. …Возможна сахарная кома со смертельным исходом. Более двух лет она пила “Глюкофаж” с согласия тюремных врачей, в том числе и в колонии Вышний Волочек. …Напомню, что начальник медицинской части Тверского СИЗО, где Таисия провела некоторое время, когда ехала по этапу, после взятия у неё анализов, сказал, что ей недостаточно принятия таблеток, а надо переходить на инсулин. Начальник же медчасти колонии, к которому она попала на прием 25 января, в беседе с ней не скрывал, что лишение таблеток – это его инициатива и месть за то, что Таисия в своем письме пожаловалась на них. …В колонии Таисии прямо пояснили, что жаловаться нехорошо, теперь ей не светит УДО и вообще, у неё будут сложности с её пребыванием там.
Все эти факты я узнал из телефонного разговора с Таисией. Она позвонила мне из женской исправительной колонии №5, расположенной в городе Вышний Волочек Тверской области вечером 25 января".
В колонию к Таисии нас повез мужчина по имени Алексей, который отозвался на мой призыв помочь с поездкой. Забрал он нас с дочерью в Москве 30 декабря в 2 часа ночи, прямо от дома, где я проживаю в съёмной квартире. С нами поехал ещё Александр Аронов, мой старый товарищ и подельник по тюремной отсидке за политическую акцию в Севастополе. Выехали мы в этот день, потому что хотели успеть сделать передачу Таисии к Новому году.
7 ноября 2012 в 9:30 в Смоленском областном суде состоится рассмотрение кассационной жалобы на приговор Таисии Осиповой.
Политзаключенная Таисия Осипова в Заднепровском районном суде Смоленска
Супруг Таисии, Сергей Фомченков, пишет на Свободную Войну:
“7 ноября у Таисии рассмотрение её жалобы на приговор. Областной суд должен либо подтвердить приговор, оставив срок в восемь лет или снизив его и тогда приговор вступает в законную силу, либо отменить приговор. Рассмотрение жалобы состоится в Смоленском областном суде, по адресу: г. Смоленск, проспект Гагарина 23а, начало 09:30. Нужны журналисты на суд!!!”
Напомним, 28 августа 2012, судья Заднепровского районного суда Смоленска Игорь Кожевников приговорил активистку “Другой России” Таисию Осипову к восьми годам тюрьмы за подброшенные ей Центром “Э” наркотики (http://free-voina.org/post/30377792059/8). Гособвинитель просил посадить Осипову на четыре года.
Адрес Смоленского областного суда: г. Смоленск, проспект Гагарина 23а, начало заседания в 09:30
Сергей Фомченков, активист “Другой России”, супруг Таисии Осиповой сообщает:
“Государственный обвинитель по делу Кудинова Диана обжаловала обвинительный приговор Таисии Осиповой в кассационном порядке. Она настаивает на том, что суд вынес слишком строгое наказание, не учтя при вынесении вердикта всех обстоятельств дела. Помимо этого прокурор требует частично отменить приговор и направить дело на новое судебное рассмотрение.
Кассационное представление направлено в Смоленский областной суд через Заднепровский районный суд и датировано 7 сентября 2012.
Сегодня в Москве и Санкт-Петербурге возле станций метро пройдут одиночные пикеты с требованием освобождения Таисии Осиповой.”
Сегодня, 28 августа 2012, судья Заднепровского районного суда Смоленска Игорь Кожевников приговорил активистку “Другой России” Таисию Осипову к восьми годам тюрьмы за подброшенные ей Центром “Э” наркотики. Накануне гособвинитель просил посадить Осипову на четыре года. Защита Таисии будет обжаловать этот приговор в вышестоящей судебной инстанции.
“Это письмо-рассказ Таисии о ее первом и единственном свидании в тюрьме с дочерью Катриной. Там вообще-то запрещены свидания с детьми младше 12 лет. Но новый начальник СИЗО оказался адекватен и не препятствовал встрече. Он даже дал им возможность пообщаться наедине в своем кабинете, а не через решетку. Произошло свидание в начале лета этого года. Текст письма у меня оказался только сейчас.”
Катрина в помещении для передач Смоленского СИЗО
Письмо Таисии:
С моей дочерью Катрин мы не виделись полтора года. Последний раз я ее видела в день ареста, мы собирались в город. Первый раз мне сказали, что ее приведут, но так и не привели.
“26 августа у политзаключенной Таисии Осиповой день рождения. Это второй её день рождения в тюрьме. Когда её арестовали, ей было 26 лет. В это воскресенье ей исполнится 28. Почти два года в тюрьме.
Постоянно ухудшающееся здоровье и разлука с маленькой дочерью не сломили её. Уголовное дело практически развалилось в суде, первый приговор был отменён, но российское "кривосудие” даже не планирует отпускать её из своих хищных лап. Ложно понятая "честь мундира" для них дороже истины и справедливости, дороже судьбы молодой женщины и судьбы маленькой девочки, которая растёт без матери.
Пока мы не добились освобождения Таисии, единственное, что мы можем, - это скрасить её существование в тюрьме, сделать для неё праздник там, насколько это возможно.“
На фото - пресс-конференция по сфабрикованному уголовному делу против Таисии Осиповой и акция солидарности с политзаключенными, 25 июня, Уяздовский Замок, Варшава
Катрина, 6летняя дочь политзаключенной Таисии Осиповой, в разлуке с матерью с 23 ноября 2010
Сергей Фомченков пишет о суде над Таисией:
“Сегодня на суде по делу Таисии Осиповой выступила эксперт Насонова С. Е., специалист по проведению экспертиз на детекторе лжи. Она пояснила суду, что накануне ею была проведена психофизиологическая экспертиза (опрос) с использованием полиграфа показаний свидетеля Мандрика Антона.
Эксперт задала ему вопросы по обстоятельствам обыска в доме Таисии, при котором Антон присутствовал. Согласно заключению, составленному этим специалистом, Мандрик Антон говорит правду, его показания связны и не противоречивы и он объективно оценивает, увиденное им.
“Смоленского УФСИН больше всего озаботило то, что из тюрьмы просочилась информация о состоянии здоровья Таисии. Врач-терапевт, заместитель начальника медицинской части СИЗО, пришла к Таисии в 17 часов, хотя заявление на вызов врача было подано рано уторм, во время проверки. Врач константировала, что неправильное лечение таблетками по снижению сахара в крови привело к проблемам с сердцем у Таисии. Сердце у Таисии подверглось сильному износу из-за неправильного лечения. Врач назначила ей обследование и снизила суточную норму потребления таблеток для снижения уровня сахара в крови.
Таисия больна диабетом. В СИЗО нет условий полноценного контроля и лечения подобных заболеваний. Установить необходимое лечение может только врач-эндокринолог в условиях специализированного стационара. В первый месяц нахождения Таисии в тюрьме ей назначили таблетки "Глюкофаж”, которые снижают уровень сахара. При этом норму потребления таблеток для Таисии устанавливал обычный корпусной фельдшер, к тому же с дипломом ветеринара. Таисия за год и восемь месяцев нахождения в СИЗО так и не прошла полноценного медицинского освидетельствования, а следовательно лечение ей было назначено неправильное, что и привело к проблемам с сердцем. Фактически её убивают в СИЗО.“
В Смоленске продолжается новый судебный процесс над политзаключенной Таисией Осиповой. Многие из сочувствующих ей людей подумали, что раз предыдущий приговор отменён, то Таисию уже чуть ли не на свободу выпустили. Это не так. Она остаётся под стражей. Уже более полутора лет.
Пикет в защиту Таисии Осиповой. Москва, Чистопрудный бульвар, 20 июня 2011
Новый судья, по фамилии Кожевников, несомненно, пытается завершить процесс как можно скорее, и настроен крайне негативно по отношению к Таисии, чего и не скрывает.
Завтра 4 мая состоится следующее заседание по уголовному делу против Таисии Осиповой.
Политзаключенная Таисия Осипова
Когда митинги оппозиции в декабре только начинались, на площади выходили 100-тысячные демонстрации, требовавшие освобождения политзаключенных, Таисия Осипова надеялась, что ее отпустят. Но когда она увидела, как людей для покорного стояния сгоняют на Болотную, ей “стало все ясно”. Об этом и о том, как она проводит время в заключении, о чем думает и намерена ли мстить людям, которые ее посадили, Осипова рассказала ЗАКС.Ру
Сегодня, 26 апреля, на заседании суда по уголовному делу Таисии Осиповой, подсудимая заявила отвод судье Заднепровского районного суда г. Смоленска Кожевникову И.В. Мотивировала она это
“недопустимостью действий судьи Кожевникова И.В. при рассмотрении уголовного дела, в частности при допросе свидетеля "Звягина”, которое выразилось в следующем: - анонимный свидетель “Звягин” при допросе в качестве засекреченного свидетеля, должен был допрашиваться в отдельном помещении, а не в кабинете судьи, а также в отсутствие судебного пристава, т.е в отсутствие иных лиц. - судья Кожевников И.В. был не вправе в ходе допроса свидетеля покидать зал судебного заседания и удаляться в кабинет, где находился свидетель “Звягин”. Вследствие этого участники уголовного дела не имели возможности осуществлять наблюдение за законностью действий судьи.“